Пахер

Пахер
, Михаэль (Pacher, Michael) Ок. 1430—1435, Брунек, ныне Брунико, Южный Тироль — 1498, Зальцбург. Немецкий скульптор и живописец австрийской школы. Годы учения (1445—1450) провел в Южном Тироле. Ок. 1453 посетил Италию (Падуя). В 1465—1471 путешествовал по Рейну и Нидерландам. После 1475 вновь побывал в Италии, где познакомился с произведениями Мантеньи и Антонелло да Мессины. В 1467—1496 работал в Брунеке, где у него была большая мастерская, в последние годы жизни — в Зальцбурге (1496—1498). Основная часть творческого наследия Пахера — большие алтари традиционного для Германии типа с позолоченными деревянными скульптурами в центральной части, исполненными живописью боковыми створками и сложным архитектурно-орнаментальным готическим завершением — надстройкой. Известны и несколько монументальных росписей, фрагменты которых сохранились в церквах тирольских городков Нейштифт и Иннихен. Главное создание мастера — огромный (высота — 11 м) алтарь церкви Св. Вольфганга (1471—1481, Верхняя Австрия, Санкт-Вольфганг). Центральное место здесь занимает резная золоченая скульптурная группа с изображением Коронования Девы Марии. В отличие от традиционного решения подобной сцены Пахер отказывается от симметрии и уравновешенности масс. Головы коленопреклоненной Марии и возвышающегося над ней Христа расположены на разном уровне, что сообщает этой композиции определенную динамику и создает впечатление движения группы. Чтобы достичь большей свободы и объемности в изображении фигур, мастер углубляет пространство за центральной сценой. По бокам же ее фланкируют две величественные статуи — св. Вольфганга и св. Бенедикта, патронов церкви и заказчика алтаря. Художник создал здесь индивидуально-выразительные образы людей, проникнутых чувством собственного достоинства. Живописный декор алтаря посвящен сценам из жизни Девы Марии, Христа и св. Вольфганга. Они размещены на внутренних и наружных боковых створках, а также в пределле. Это первый в истории немецкой живописи цикл, в котором художник следует ряду новых для Германии изобразительных принципов, почерпнутых в искусстве Северной Италии. Данные крупным планом, жестко и твердо написанные фигуры персонажей предстают у Пахера на фоне уходящего в глубину пространства, они умело и даже эффектно изображены в резком перспективном сокращении архитектурных декораций. Столь же уверенно передает художник и сложные ракурсы фигур (Чудо в Кане Галилейской, Воскрешение Лазаря и др.). Некоторая суховатость, присущая этим композициям, смягченная лишь в отдельных сценах (Рождество), сохраняется и в другой значительной живописной работе — Алтаре отцов церкви, созданном для монастыря Нейштифт (1475—1479, Мюнхен, Старая пинакотека). В четырех створках его центральной части изображены главные вероучители раннего христианства — св. Августин, Иероним, Григорий и Амвросий. Уверенное владение пространственными построениями, ракурсами, иллюзионистическими эффектами сочетается здесь с острой эмоциональной экспрессией. Крупные, больше человеческого роста фигуры вероучителей, чью монументальность подчеркивают и легкий ракурс снизу, и теснота ниш, в которых они находятся, предстают в момент духовного озарения, взволнованного общения со Св. Духом, слетающим к ним в виде голубя. Их резкие выразительные жесты, оживленная мимика выдают не только духовную мощь, но и яркость, неповторимость личностей. Творчество Пахера, который органично ввел в немецкую живопись некоторые принципы североитальянского искусства, предвосхитило ряд характерных тенденций немецкого Возрождения.
Лит.: Либман М. Я. Немецкая скульптура. 1350—1550. М., 1980; Rasmo N. Michael Pacher. Munchen, 1969.
Л. Алешина

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Пахер" в других словарях:

  • Пахер — Пахер, Михаэль Пахер, Михаэль Эта статья содержит заготовку карточки художника. Помогите проекту, заполнив её …   Википедия

  • Пахер М. — Пахер, Михаэль Отец церкви Августин и Сатана. Правая внешняя створка Алтаря отцов церкви. 1471 75. Старая пинакотека. Мюнхен Михаэль Пахер (нем. Michael Pacher, около 1435, Брунек 1498, Зальцбург) австрийский живописец …   Википедия

  • Пахер — (Pacher)         Михаэль [около 1435, Брунек, ныне Брунико, итальянский Тироль, 1498, Зальцбург (?)], австрийский живописец и скульптор (резчик по дереву). В живописи П., отмеченной влиянием Мантеньи (См. Мантенья) [расписные створки алтарей… …   Большая советская энциклопедия

  • ПАХЕР (Pacher) Михаэль — (ок. 1435 98) австрийский живописец и скульптор. В расписных створках резных деревянных алтарей (в Санкт Вольфганге, 1471 81) Пахер под влиянием А. Мантеньи впервые в южнонемецком искусстве использовал научно обоснованные перспективные построения …   Большой Энциклопедический словарь

  • Пахер Михаэль — Пахер, Михаэль Отец церкви Августин и Сатана. Правая внешняя створка Алтаря отцов церкви. 1471 75. Старая пинакотека. Мюнхен Михаэль Пахер (нем. Michael Pacher, около 1435, Брунек 1498, Зальцбург) австрийский живописец …   Википедия

  • Пахер Михаэль — Пахер (Pacher) Михаэль [около 1435, Брунек, ныне Брунико, итальянский Тироль,≈ 1498, Зальцбург (?)], австрийский живописец и скульптор (резчик по дереву). В живописи П., отмеченной влиянием Мантеньи [расписные створки алтарей церкви в Санкт… …   Большая советская энциклопедия

  • Пахер Михаэль —         (Pacher) (около 1435 1498), австрийский живописец и скульптор. В живописи Пахера, отмеченной влиянием А. Мантеньи, осуществляется переход от готики к Возрождению. Его алтарным композициям (алтарь Четырёх отцов церкви , 1475 79, Старая… …   Художественная энциклопедия

  • Пахер Михаэль — (Pacher) (около 1435  1498), австрийский живописец и скульптор. В расписных створках резных деревянных алтарей (в Санкт Вольфганге, 1471 81) Пахер под влиянием А. Мантеньи впервые в южно немецком искусстве использовал научно обоснованные… …   Энциклопедический словарь

  • Пахер, Михаэль — Михаэль Пахер Имя при рождении: нем. Michael Pacher Дата рождения: 1435 год(1435) Место рождения …   Википедия

  • Пахер М. — ПÁХЕР (Pacher) Михаэль (ок. 1435–98), австр. живописец и скульптор. В расписных створках резных деревянных алтарей (в церкви в Санкт Вольфганге, 1471–81) под влиянием А. Мантеньи впервые в юж. нем. иск ве использовал научно обоснованные …   Биографический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»